Назначение и развитие налогового аудита

В условиях глобализации мировой экономики, перехода субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов и организации бизнеса в различных экономических зонах возникают проблемы выбора предпринимателями благоприятной среды налогообложения, распределения налоговых платежей между государствами, обострения конкуренции между государствами за право сбора налогов.

Особенно эти проблемы проявляются в условиях создания оффшорных зон и «налоговых гаваней» в странах, которые предоставляют предпринимателям возможности законной минимизации налоговых платежей. К примеру, в странах, на территории которых реализуются отдельные этапы производственного процесса, как правило, наблюдается сокращение налоговой базы. Наличие низких налоговых ставок становится фактором, влияющим на размещение инвестиций. Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные зоны капиталы нередко только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с «налоговыми гаванями» может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну.

Складывающаяся экономическая и политическая ситуация формирует перечень услуг, предоставляемых ведущими аудиторскими фирмами мира в области налогового консультирования и налогового планирования. По данным зарубежной прессы фирма «Deloitte & Touche», занималась разработкой сложных схем по снижению налогообложения компаний, которые предлагались как корпоративным, так и индивидуальным клиентам. «KPMG» предприняла аналогичный шаг. В последнее время она сформировала несколько групп, активно продвигавших схемы для компаний и их руководителей. Некоторые из этих групп носили названия шекспировских пьес - «Отелло» и «Буря».

Несмотря на давление налоговиков, фирмы не собираются отказываться от прибыльного бизнеса, они лишь меняют стратегию и тактику исходя из реальных условий меняющегося законодательства. На пике рынка крупные аудиторские фирмы зарабатывали в год по $100 млн. и более за организацию схем по минимизации налогов в рамках предоставления услуг по налоговому консультированию и налоговому аудиту. По мнению налоговых экспертов, спрос на услуги по налоговому консультированию в будущем будет только возрастать.

Следует отметить, что разработка и применение изощренных налоговых схем при достаточной доле злого умысла или юридической неграмотности может нанести значительный ущерб государству. Поэтому использование топ-менеджерами внешнего аудитора компании для помощи в проведении их личной налоговой политики подняло этические вопросы.
Не так давно телекоммуникационная компания «Sprint» попросила гендиректора и президента покинуть свои посты из-за скандала, связанного с использованием схемы «Ernst & Young». Создателям налоговых схем грозит и судебное преследование. Юридическая фирма «Broun & Wood» в настоящее время выступает ответчиком по двум искам: ее обвиняют в том, что она помогала аудиторским фирмам продавать налоговые схемы, предоставляя юридическое заключение о законности этих схем, тогда как на самом деле они шли вразрез с законом.

Известен процесс по делу нефтяной компании «ЮКОС», в котором по результатам налоговой проверки зафиксированы правонарушения налогоплательщика, повлекшие неуплату налогов на сумму более 98 млрд. руб. Руководству компании вменяются обвинения в умышленных действиях по искусственному оформлению оборотов с нефтью и нефтепродуктами через специально созданные организации, зарегистрированные в субъектах РФ и городах, неправомерно предоставляющих дополнительные налоговые льготы. Несомненно, что и в данном случае различные варианты налоговых схем, применяемых нефтяной компанией на практике, были разработаны аудиторскими и так называемыми «секретарскими» компаниями. По крайне мере, можно утверждать, что заведенные уголовные дела на лиц руководства «ЮКОСа» это в какой то степени результат просчетов аудиторских компаний, проверяющих данную организацию.

Следует заметить, что ФНС РФ и в дальнейшем будет инициировать проведение проверок предприятий, в отношении которых есть подозрения в применении схем ухода от налогообложения.
Анализируя, насколько часто возникают очень весомые вопросы в сфере взаимоотношений в треугольнике «экономический субъект - налоговые органы - аудиторская организация», касающиеся налогового аудита и налогового консультирования, напрашивается вывод, что регулирование этих взаимоотношений - дело чрезвычайно сложное. Необходимо, используя накопленный практический опыт отечественных и зарубежных аудиторских фирм, контролирующих государственных органов совершенствовать применяемые методики проверки законности и эффективности налоговых схем и других элементов налогового планирования, оценки возможности и результатов их использования в целях оптимизации налогообложения, развития хозяйствующих субъектов, отечественной и мировой экономики.

В рамках действующего Российского законодательства, работу по внедрению и совершенствованию способов проведения проверок и консультирования в вопросах применения налогового планирования следует вести в соответствии с методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

Данная методика подготовлена для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

Целью методики является определение способов практического выполнения аудиторами специального аудиторского задания по выражению мнения о соответствии порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и других платежей в бюджет нормам, установленным законодательством (проведение налогового аудита), а также оказания других сопутствующих услуг по налоговым вопросам. К сопутствующим услугам относятся виды услуг, отраженные в примерном перечне аудиторских заданий, в который в частности включены такие услуги как:
- налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
- оценка правомерности применения налоговых льгот;
- расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;
- налоговое сопровождение (текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства).

В рамках вышеназванных услуг, аудиторская организация, в частности, может выполнить разработку и представление:
а) рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
б) оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
в) рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;
г) предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;
д) предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
е) предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

Следует указать, что данная методика не регулирует порядок действий аудиторской организации по рассмотрению отдельных счетов и статей бухгалтерской отчетности, отражающих информацию о расчетах экономического субъекта с бюджетом и внебюджетными фондами в рамках проводимой аудиторской проверки с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Основными задачами методики являются:
- определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;
- определение порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.
Установки данной методики носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при проведении налогового аудита, оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам и подготовке итоговых документов по их результатам.
Таким образом, вышеназванная методика дает очень широкое поле деятельности аудиторским организациям, в плане предоставления квалифицированных услуг в вопросах налоговой оптимизации, разработке не противоречащих законодательству схем налогообложения, налоговому планированию и др.

Консультант-эксперт Сектора бухгалтерского и налогового консультирования ООО «Консалко-НН»
Митрофанов Роман Алексеевич