Финансовый аутсорсинг

"Если есть что-то, что мы не умеем делать
лучше и дешевле, чем наши конкуренты,
 то нет смысла делать это вообще;
такую работу мы должны передать тем,
кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом"
Генри Форд



Развитие компании требует роста финансовых оборотов, роста производства и реализации продукции, расширения торговой сети и ассортимента, улучшения качества предоставляемых потребителю услуг. Выполнение поставленной цели сопряжено и с ростом в геометрической прогрессии профессиональных рисков. В частности, рисков влекущих финансовую ответственность, возникающую перед государственными контролирующими органами в результате бухгалтерских и (или) правовых ошибок, а также, как часто сегодня случается, в результате «разночтений» правовых актов. Финансовые потери зачастую бывают настолько значительными, что в одночасье перечеркивается годами зарабатываемый авторитет у деловых партнеров, да и возможность продолжения деятельности вообще. 

Чтобы развитие компании было стабильным и эффективным, необходимо обезопасить бизнес от указанных негативных последствий. Перед субъектами предпринимательства встает задача привлечения в свой штат высококлассных сотрудников, готовых профессионально сопровождать основную деятельность.

Содержание штата высокопрофессиональных бухгалтеров и юристов требует отвлечения от основной деятельности значительных финансовых и административных ресурсов. Выплата заработной платы (с учетом зарплатных налогов), организация рабочих мест (в том числе аренда помещения и содержание парка оргтехники), дорогостоящее программное обеспечение, поддержание квалификационных требований работников (дополнительное обучение, сертификация), управление и контроль – это лишь некоторые моменты, связанные с содержанием необходимых служб.

Стремительный рост конкуренции в различных отраслях в настоящее время требует от бизнеса успевать за новыми идеями и технологиями, роста эффективности производства и сокращение издержек, необходимости делать свою работу на «отлично».

Успешное выполнение поставленных задач возможно в результате пересмотра ряда своих бизнес-процессов, в частности, за счет применения инновационной формы организации предпринимательства – аутсорсинга.

Весь смысл аутсорсинга сводится к перераспределению и сосредоточению всех «сил», а также финансовых ресурсов на том виде деятельности, который является основным у субъекта предпринимательства, при передаче остальных поддерживающих или сопутствующих функции профессиональному партнеру. Финансовый аутсорсинг – эффективный рычаг управления, который гораздо дешевле, чем организация бизнес-процесса своими силами, позволяющий, не отвлекаясь на решение многочисленных административных вопросов, связанных с функционированием бухгалтерской, финансовой, правовой служб, сконцентрироваться на поиске новых возможностей для повышения доходности и конкурентоспособности основной деятельности, стремиться к более полному удовлетворению запросов потребителей.

Такой вид партнерства выгоден для потребителей данного вида услуг еще и возможностью разделить возможные финансовые риски, сняв с себя долю ответственности и переложив ее согласно договорным условиям на аутсорсера.

Несомненным преимуществом финансового аутсорсинга является возможность его использования настолько, насколько это необходимо на данном этапе развития организации. При росте бизнеса соразмерно увеличивается и объем оказываемых услуг, при сокращении объем уменьшается пропорционально потребностям. Соответственно, затраты на аутсорсинг меняются вместе с объемом.

В настоящее время на рынке финансового аутсорсинга организации могут приобрести следующие услуги:

- аутсорсинг в сфере бухгалтерского учета (осуществление бухгалтерского контроля, оказание практической помощи в составлении первичных учетных документов и договоров; ведение синтетического бухгалтерского учета; подготовка и сдача всей отчетности в фонды и инспекции);

- аутсорсинг в сфере кредитования и банковского обслуживания (оформление платежных документов, последующего получения выписок по счетам, оформление пакета документов на кредитование и валютные контракты; сопровождение операций и договоров (контрактов) в рублях и валюте; мониторинг и контроль финансовых сделок, представление интересов по сделкам, в том числе с ценными бумагами и др. инструментами денежно-кредитного рынка; формирование и анализ кредитного портфеля; мониторинг и управление рисками и т.д.);

- аутсорсинг в сфере налогообложения (планирование налогов, составление налоговых календарей, оперативный налоговый учет и анализ узких мест, налоговое администрирование; оптимизация налогообложения; налоговое сопровождение контрактов; налоговое сопровождение отдельных операций и др.);

- аутсорсинг в сфере комплексного финансово-экономического анализа (оперативный, выборочный и комплексный анализ хозяйственной деятельности (использования производственных фондов, трудовых ресурсов, себестоимости, материально-технического снабжения и обеспеченности материальными ресурсами, производства и реализации товарной продукции, организационно-технического уровня)) и финансово-инвестиционного анализа (оперативный, выборочный и комплексный анализ статей бухгалтерского баланса; анализ прибыли, финансовых показателей, оборачиваемости; потока денежных средств; безубыточности и др.);

- постановку и ведение управленческого учета, внутрифирменного бюджетирования (планирование, учет и контроль над доходами и расходами, сбалансированность источников поступления денежных средств и их использования, анализ прогнозируемых финансовых показателей для принятия оперативного управленческого решения, разработка лимитов затрат ресурсов и нормативов рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров, видам бизнеса, проведение мероприятий направленных на повышение уровня инвестиционной привлекательности, оптимизация структуры капитала (активов) и т.д.);

- разработку методологии трансформации учета по РСБУ в соответствии с международными стандартами, в том числе и разработку программного обеспечения. Ведение учета по МСФО.

Несмотря на широкую распространенность финансового аутсорсинга на западном рынке опыт применения его российскими организациями и предпринимателями все еще остается в зачаточном состоянии. Аутсорсинговые технологии до недавнего времени применялись в основном лишь очень крупными компаниями, имевшими иностранных собственников и (или) у которых возникала необходимость формирования финансовой отчетности по МСФО для выхода на международные рынки. В настоящее же время с ростом деловой активности российского предпринимательства потребность в достоверной и прозрачной финансовой отчетности испытывает малый и средний бизнес, что является положительным фактором, влияющим на применение ими аутсорсинговых технологий. 

Но существуют и негативные факторы. Отсутствует четкая и понятная законодательная база, регулирующая правоотношения субъектов аутсорсинга, компетентность и меру их ответственности. Это, порой, приводит к снижению качества аутсорсинговой услуги и возникновению споров между сторонами.

Кроме того, применение аутсорсинговых моделей построения бизнес-процессов ранее находилось в зоне пристального внимания контролирующих органов, в так называемом «черном списке схем уклонения от уплаты налогов», что создало стереотип о рискованности применения аутсорсинга. Причиной этому послужила преследуемая некоторыми компаниями цель направленная лишь на получение налоговой выгоды от использования аутсорсинга, а также механизм, применяемый ими для достижения цели.

Так, ранее пользовались популярностью аутсорсинговые сделки, сутью которых был перевод работников компании в штат взаимозависимой организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, с последующим предоставлением их обратно материнской компании в аренду. Таким образом, основная фирма избавлялась от "зарплатных" налогов, что в дальнейшем приводило к претензиям со стороны налоговых органов и разбирательству в суде. Итогом применения подобных схем, как правило, был вывод судей о недобросовестности налогоплательщика, так как данные сделки не имели иной деловой цели, как возможность занижения налоговых обязательств по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (например, Решение Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2006 № А66-1863/2006, Постановление ФАС Уральского округа от 30.07.2008 № Ф09-5409/08-С3).

Схожие цели при использовании аутсорсинга послужили поводом еще для ряда судебных разбирательств (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2005 № Ф04-3725/2005, Постановления ФАС Западно–Сибирского округа от 08.11.2007 № Ф04-3725/2005 и от 16.05.2007№ Ф04-2804/2007) при которых арбитры поддержали позицию налоговиков. Взаимозависимость сторон аутсорсинговой сделки, полное дублирование аутсорсером функций работников заказчика, отсутствие экономической обоснованности производимых затрат – вот совокупность факторов которая привела к определению недобросовестности налогоплательщиков и опровержению презумпции добросовестного поведения (с учетом разъяснений, данных ВАС РФ в Постановлении Пленума от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"). Это свидетельствует о том, что организации осуществляли указанные сделки не с деловой целью, а лишь для необоснованного завышения расходов для целей налогообложения прибыли, что повлекло занижение налога на прибыль, причитающегося к уплате в бюджет.

Занижение налоговых обязательств и искусственное перераспределение доходных и расходных статей между предприятиями не должно быть целью применения аутсорсинга, так как может повлечь за собой претензии налоговых органов.

Доверие – вот еще один момент, существенно сдерживающий развитие данного экономического явления.

Бесспорно то, что самое ценное в бизнесе - это информация. Кто осведомлен, тот вооружен, а бухгалтерская и финансовая документация - это сосредоточие самой сокровенной корпоративной информации. Аутсорсинг подразумевает серьезное доверие компании-заказчика к фирме-исполнителю. В процессе сотрудничества финансовый аутсорсер проникает в самое сердце компании и владеет полной информацией о финансовых потоках, их источниках, клиентской базе и т.д. Передав её в недобросовестные руки, можно собственноручно разрушить всё, что с большим трудом зарабатывалось – деловую репутацию, партнерские отношения и финансово-экономическую безопасность. Здесь определяющее значение имеет закрепление соответствующих гарантий в договоре, где необходимо подробно описать процедуру доступа сотрудников аутсорсера к конфиденциальной и служебной информации, определить ответственность за его виновные действия.

У потенциального клиента при принятии решения об использовании аутсорсинга возникает нелегкий вопрос – кому же можно безопасно доверить столь ответственную работу? Встает задача выбора надежного аутсорсера и надежного партнера, при этом у многих еще отсутствует понятие о механизме такого выбора.

В период подготовки к переходу на аутсорсинг обеими сторонами проводится оценка готовности к данному процессу. Аутсорсером определяется состояние заказчика на сегодняшний день и предлагаются пути его улучшения. Заказчику же, прежде всего, необходимо полностью рассмотреть характеристики аутсорсинговой компании, наиболее полно дающие представление о возможностях в работе. Положительным фактором является наличие информации о результатах взаимоотношений с бывшими или настоящими клиентами. Необходимо изучить технологические возможности аутсорсера, уровень квалификации работающего персонала и инновационный потенциал, иметь представление, насколько готов аутсорсер к постоянному сотрудничеству. Требуется определить взаимные условия, на которых вы готовы взаимодействовать с аутсорсером - решить вопрос цены, уровня и глубины предоставляемых услуг, способов осуществления контроля. Важным моментом также является уверенность в полной финансовой стабильности компании аутсорсера, т.е. следует удостовериться, сможет ли она остаться на рынке в течение всего времени действия контракта при сохранении гарантий возмещения возможных финансовых рисков.

После проведенного анализа предприятиями определяются будущие взаимоотношения с разграничением зон ответственности между сторонами. Лишь информационная открытость клиента и исполнителя в периоде подготовки способствует тому, что разочарований в процессе дальнейшей совместной работе не будет.

Поговорим о договоре на оказание аутсорсинговых услуг.

Согласно с п. п. 2 и 3 ст. 421 Гражданского кодекса стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными нормативными актами, в том числе договор, в котором содержатся элементы различных договоров, так называемый смешанный договор. Но следует обратить особое внимание на то, что в договор обязательно должны быть включены все существенные условия, установленные законодательством, а также четко описаны действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В противном случае, при рассмотрении споров договор будет считаться незаключенным (Президиум ВАС в Информационном письме от 29.09.1999 № 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").

На практике часто применяется форма договора возмездного оказания услуг (глава 39 ст. 779 Гражданского кодекса). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Сторонам необходимо как можно более детально проработать налоговые, административные и гражданско-правовые аспекты заключаемого договора. В противном случае компания рискует столкнуться с рядом неприятных неожиданностей.

Крайне важно обратить внимание в договоре на то, как, в какой доле и при каких условиях будет возникать ответственность у аутсорсинговой компании за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед фирмой, заказчиком услуг. Это необходимо для перераспределения финансовых рисков, так как результатом работы компании, предоставляющей услуги финансового аутсорсинга, являются документы, (договоры, платежки, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и т.д.), представляемые контрагентам, в банк или налоговую инспекцию, порождающие правовые последствия исключительно для компании-заказчика. Подтверждает это и арбитражная практика (Постановление ФАС Московского округа от 01.04.2004 по делу № КГ-А40/1386-04). Четкое, всестороннее описание прав и обязанностей сторон является залогом успешного сотрудничества.

Развитие финансового аутсорсинга в России сегодня крайне необходимо. Связано это, в первую очередь, с недостаточной инвестиционной привлекательностью наших компаний. Недостаток финансовой грамотности, прозрачности и достоверности в формируемой нашими компаниями финансовой отчетности также подтверждается значительным увеличением налоговых претензий, предъявляемых контролирующими органами. Необходимо введение понятных законодательных актов, регламентирующих правоотношения субъектов аутсорсинга, проведение мероприятий по повышению бизнес-культуры. Имеется потребность в  информационной поддержке, проведении различных тренингов и семинаров, раскрывающих предпринимателям понятие аутсорсинга.

Консультант-эксперт сектора бухгалтерского и налогового консультирования ООО «Консалко-НН»
Шкаев Антон Александрович